Единственная рассылка по подбору тренеров и тренингов
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Бизнес-тренеры и консультанты – экспортный потенциал Украины. Миф или реальность?

Ни для кого не секрет, что в эпоху глобализации экономики, растут и эффективно развиваются те станы, которые четко определили для себя стратегию развития и заняли определенную нишу в международном разделении труда. Самый яркий пример – Китай, который стал международной фабрикой и где можно разместить заказ на любой вид продукции. Южная Корея сделала ставку на новые технологии и производство электроники. В Израиле развивают такие отрасли, как сельское хозяйство и разработку программного обеспечения. Такие примеры успешной специализации можно найти по всему миру.

Украина же стоит здесь особняком. Страна до сих пор не определилась с тем, какую нишу ей необходимо занять для того, чтобы эффективно расти и развиваться. Черная металлургия, как основной генератор экспорта слишком зависит от конюнктуры рынка, да и конкуренция на мировом рынке очень высока. Сельское хозяйство, пока, дает пока только одну треть валютных поступления, хотя в перспективе этот показатель может вырасти.

Я решил побыть футурологом и пофантазировать на тему того, в какой области Украина могла бы занять свою нишу и стать успешной.

Летом 2011 года в Украину приезжал бизнес-консультант из России Андрей Весеслов. Он является человеком, который хорошо разбирается в рынке тренингов и консалтинга России, так как одним из его бизнесом является портал вебинаров, а кроме того, он организовал и провел конференцию о повышении эффективности продаж тренингов и консалтинга. По роду своей деятельности он общаться с большим количеством российских тренеров и консультантов. Кроме того он выступил в Киеве на конференции, посвященной B2B продажам. Мы с ним близко познакомились и Андрей поделился своим мнением о разнице в рынке тренингов и консалтинга в Украине и России.

По его мнению, уровень украинских тренеров и консультантов в среднем выше в Украине, чем в России.

Связываю я это с тем, что у нас намного более серьезная конкуренция, и тренерам и бизнес-консультантам все время приходится придумывать что-то новое, что повышает качество проводимых ими программ. Ведь в Украине более 2000 тренеров и бизнес-консультантов, которые пытаются отхватить свой кусок не самого жирного пирога (тем более, что в кризис рынок тренингов «просел» на 80-90%)

Некоторые из тренинговых и консалтинговых компаний уже начали продвигать свои продукты на другие рынки. В качестве примеров могу привести такие компании, как «BogushTime Technologies» и «Высоцкий Консалтинг». Первая компания открыла представительство в США и уже начала проводить там тренинги (недавно в Майями прошел первый их тренинг для женщин по личной эффективности), компания Высоцкий Консалтинг в 2011 году открыла филиалы в Москве и Хабаровске и собрала в этих городах группы и проводит обучение владельцев бизнесов по своей программе «Школа владельцев бизнеса». Один из моих партнеров, бизнес-тренер Александр Ищенко (компания Universum plus) в 2007-2010 годах нацелил свои усилия на российский рынок. И очень в этом преуспел.

Это самые яркие примеры из последних. Ни для кого не секрет, что часто украинских бизнес-тренеров приглашают проводить у себя тренинги компании из стран СНГ. Также есть примеры успешно реализованных консалтинговых проектов в этих странах. Я точно знаю о таких проектах консалтинговых компаний TeamPower и H-art.

Недавно у меня был заказ на подбор консалтинга, связанного с мерчендайзингом в строительном супермаркете. Я не смог помочь заказчику так как специалистов в этой области очень мало и один из немного профессионалов находится сейчас на проекте в другой стране.

Причин низкой активность в продвижении на международные рынка украинских тренеров и бизнес-консультантов несколько.

Первая из них – это низкая самооценка. Многим кажется, что иностранные специалисты являются намного более подготовленными, чем наши. И поэтому, некоторые компании заказывают российских тренеров, переплачивают им, хотя, вполне могут найти наших – лучше. Да, я согласен, что в некоторых узких областях (так называемых hard skills) есть признанные специалисты, к которым и стоит обращаться. Однако, если говорить о тренингах тематик: продажи, переговоры, презентации и публичные выступления, тайм-менеджмент и т.д, (все что подразумевает повышение личной эффективности), украинские тренеры являются вполне конкурентоспособными. Поэтому большинство даже не задумывается о новых рынках для своих услуг.

Вторым препятствием является то, что очень немногие тренеры владеют английским языком на высоком профессиональном уровне. Столкнулся с этой проблемой, когда мне пришел запрос на тренинг по менеджменту на английском языке. Пришлось поискать. А без этого международную экспансию не стоит даже и начинать. Ведь если для стран СНГ достаточно русского, то в Европе и Америке этого будет мало (хотя выходцы из СССР могут стать первыми клиентами)

И самая главная – очень мало понимания того, как себя эффективно продвигать. Какие инструменты необходимо использовать для поиска и привлечения клиентов.

Валерий Пожидаев

Эксперт рынка тренингов


Теги: , , ,

Категории: Рынок тренингов, Статьи