Единственная рассылка по подбору тренеров и тренингов
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Рынок тренингов: итоги и перспективы. Статья из декабрьского номера журнала HRD

Ко мне, как к эксперту рынка тренингов, уже второй год подряд обращается редакция журнала HRD для того, чтобы я написал свое мнение о итогах деятельности тренингового рынка в уходящем году и его перспективах в будущем. Журнал привлекает нескольких экспертов. В это раз, вместе со мной, свое мнение высказали Марина Щервянина (руководитель центра бизнес-обучения Golden Staff) и Григорий Хмельницкий (управляющий партнер компании Griconsult)

Ниже привожу полный текст публикации.

В конце каждого года наша редакция готовит обзор тенденций, которые наблюдались на рынке обучения персонала в Украине последние месяцы, и обращается к экспертам с просьбой рассказать, как ситуация, на их взгляд, будет развиваться в дальнейшем. В прошлом году эксперты выражали надежду на то, что 2011 г. принесет рынку T&D – и провайдерам, и компаниям (заказчикам обучения) много положительных изменений, таких как увеличение бюджетов на обучающие программы, формирование более системного и взвешенного подхода бизнеса к развитию сотрудников и др. И, похоже, их надежды оправдались.

Что нового?

«Ключевая тенденция T&Dрынка в 2011 году – его оживление и рост количества заказов на проведение обучения, – делится наблюдениями Валерий Пожидаев, директор компании «Компас – эксперт рынка тренингов». – Вторая тенденция – рост спроса на стратегические сессии. Видимо, это связано с тем, что собственники бизнесов увидели позитивные изменения в украинской экономике, которыми они и хотят воспользоваться. А для этого необходима перестройка деятельности компаний и перенацеливание управленческих команд. Кроме того, все больше компаний осознают как необходимость предтренинговой диагностики, так и то, что без посттренингового сопровождения деньги, потраченные на обучение, становятся выброшенными на ветер». Последний тренд, по мнению Валерия, повлиял на предложения провайдеров: они все чаще стали включать в стандартный перечень услуг предложение о пост-тренинге. Еще одна тенденция, замеченная экспертом, существенно усиливает и без того высокую конкуренцию на данном рынке: роль корпоративных тренеров и коучей все чаще исполняют внутренние HR-ы.

Марина Щервянина, руководитель центра бизнес-обучения Golden Staff, бизнес-тренер в области продаж и деловых коммуникаций, также полагает, что спрос на услуги тренинговых провайдеров вырос по сравнению с кризисным и посткризисным периодами, и есть все основания полагать, что тенденция роста сохранится. «Поскольку, при прочих равных условиях, на рынке товаров и услуг все большим преимуществом становится профессионализм команды, причем все ее уровни – начиная от топ-менеджеров и заканчивая специалистами по продажам», – объясняет эксперт.

Какие компании выступили самыми активными заказчиками тренингов в 2011 г.? По словам Марины Щервяниной, это, как и раньше, компании с иностранным капиталом, работающие на рынке Украины. Однако разница между спросом на обучение сотрудников между ними и украинскими бизнесами быстро сокращается – в этом убежден Григорий Хмельницкий, управляющий партнер компании Griconsult, руководитель «Коллегиума тренеров и консультантов»: по его мнению, крупные украинские компании (особенно в отраслях металлургии, угледобычи, телекоммуникаций) набирают обороты и становятся столь же активными заказчиками T&D-услуг, как и международные бизнесы.

Ценовая политика

Говоря о тенденциях в ценообразовании на рынке тренингов Украины, Марина Щервянина отметила: «В 2011 году стоимость тренингов от различных провайдеров (если сравнивать одинаковые формат и тематику) очень сильно варьировался – даже отличался в разы: это касается как корпоративного обучения, так и открытых программ». Разница в суммах, по мнению эксперта, обусловлена прежде всего именем тренера и статусом тренинговой компании на рынке. Но некоторые провайдеры просто продолжают демпинговать – например, снижать стоимость с целью увеличить количество участников программы, что, увы, отражается на качестве предоставляемого обучения.

С тем, что цены на тренинги в Украине зависят в первую очередь от личности тренера и его послужного списка, а не от самой программы, согласен и Григорий Хмельницкий.

«Известные востребованные тренеры подняли цены на свои тренинги, – констатирует Валерий Пожидаев. – Это связано с тем, что они в достаточной мере обеспечены заказами и могут позволить себе выбирать клиентов и тематику». По оценкам эксперта, если в прошлом году известные тренеры продавали двухдневные корпоративные программы за 20–25 тыс. грн, то сейчас цены выросли до 25–30 тыс. грн.

Оправдать ожидания

На наш вопрос о том, повысились ли требования заказчиков обучения к провайдерам, все эксперты ответили утвердительно. «Все больше компаний стремится получать качественное системное обучения персонала, – отметила Марина Щервянина. – Поэтому сегодня те провайдеры, которые в состоянии четко сформулировать цель и обрисовать комплексную картину обучения в перспективе одного–двух лет, имеют намного больше шансов привлечь заказчиков, чем те, которые предлагают стандартные решения». При этом опыт Валерия Пожидаева показывает, что у клиентов до сих пор нет четко сформулированных критериев оценки качества тренингов, и почти никто из них не оценивает экономический эффект от проведенного обучения. Изменится ли данная ситуация в ближайшей перспективе? По мнению эксперта, к сожалению, вряд ли. Да и качество предоставления тренинговых услуг, по словам Валерия, осталось на прежнем уровне: «Только эффективные тренеры, которых на рынке около 15–20 %, продолжают совершенствовать свои программы (впрочем, они делали это и раньше)».

На что спрос?

Какие именно виды обучения внешними провайдерами были наиболее востребованными в 2011 году? По наблюдениям Марины Щервяниной, заметно увеличился спрос на разнообразные тренинги и школы для тренеров, особенно обучающие прогрессивным методам взаимодействия с участниками, способствующим повышению качества обучения. «Это связано с желанием сократить бюджеты на обучение персонала и подготовить внутренних тренеров, которые в дальнейшем основную нагрузку возьмут на себя. Компании стремятся к тому, чтобы базовые потребности в обучении покрывались внутренними тренинг-специалистами», – объясняет эксперт.

Григорий Хмельницкий отмечает, что в2011 г. рос спрос на обучающие программы по лидерству, развитию мотивации и развитию креативности, по публичным выступлениям. Эксперт ожидает, что интерес компаний к этим темам будет расти и в следующем году. «Кроме того, в ближайшем будущем украинские компании станут привлекать к обучению сотрудников кросс-спикеров. Когда, например, врачи рассказывают о принятии решений, а известные спортивные тренеры и космонавты – о создании и формировании команды. В соседней России это уже популярно. А еще вполне возможен спрос на тренинги по теории поколений – особенно среди компаний, где трудятся представители разных возрастных групп, например, производственных и горно-металлургических», – предполагает Григорий. При этом, по его мнению, отечественный T&D-рынок постепенно превращается в отрасль краткосрочного обучения и развития.

По словам Марины Щервяниной, в2012 г. следует ожидать повышения интереса компаний к развитию персонала с помощью коучинговых инструментов и внедрения культуры коучинга в организациях.

Чего ожидать?

Эксперты полагают, что время неутешительных прогнозов, которыми рынок T&D был переполнен 2008–2009 гг., прошло. «Емкость данного рынка в Украине в 2012 году, по моим оценкам, составит порядка $ 80 млн (что примерно на $ 10 млн больше, чем в уходящем году)», – делится мнением Григорий Хмельницкий.

При этом Валерий Пожидаев убежден, что хоть спрос на тренинги и вырос, однако, скорее всего, в2012 г. он не увеличится существенно, если его ключевые игроки, объединив усилия, не предпримут действий для популяризации тренинговых и консалтинговых услуг: «На повестке для очень остро стоит вопрос о том, что тренинговые и консалтинговые услуги дискредитированы из-за низкого (в среднем) их качества. И очень важно начать делать шаги по продвижению тренингов и консалтинга среди собственников малого и среднего украинского бизнеса. И в то же время образовывать клиентов в том, что касается правильного выбора эффективных программ и снижения рисков заказа низкокачественных продуктов». Валерий Пожидаев прогнозирует увеличение количества вебинаров, за счет которых тренеры будут привлекать потенциальных клиентов на свои более дорогие услуги, а также то, что возрастет роль социальных сетей как инструмента коммуникации между тренерами и клиентами. «Тренинговые компании все активнее начнут использовать социальные сети для продвижения своих услуг, а также для создания персональных брендов тренеров и консультантов. Многие тренеры создадут свои блоги. Увеличится и количества видео-контента на сайтах тренеров и бизнес-консультантов – ведь клиенты все меньше хотят читать текстовую информацию», – делится эксперт.

А еще, по мнению Валерия, на украинском рынке становится все более заметной тенденция объединения – по его словам, «идея создания сильной ассоциации тренеров и бизнес-консультантов буквально витает в воздухе». Также директор компании «Компас – эксперт рынка тренингов» ожидает разделения тренинговых провайдеров по специализации. «Тренинговые агентства будут концентрироваться на отдельных темах, занимая разные рыночные ниши, а «многостаночников», которые согласны учить всему, о чем бы ни попросил клиент, будет становиться все меньше».


Категории: Рынок тренингов, Статьи