Единственная рассылка по подбору тренеров и тренингов
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Причины слабого присутствии российских тренинговых и консалтинговых компании в Украине.

Каждую растущую компанию интересуют новые рынки сбыта своих товаров или услуг. С этой точки зрения рынок тренингов и консалтинга Украины очень привлекателен для российских тренинговых и консалтинговых компаний. Ведь отсутствие множества барьеров, в первую очередь языковых и культурных, делает выход на украинский  рынок простым и легким. Однако это только на первый взгляд.

Уверен в том, что принять участие в дележке украинского рынка тренингов и консалтинга хотели бы многие российские тренеры, коучи и бизнес-консультанты. Почему же этого не происходит?

У меня есть несколько предположений.

Давайте рассмотрим возможные пути выхода на украинский рынок. На самом деле их три.

Первый: договорится с одной из тренинговых компаний о том, что она будет представлять ваши интересы в Украине

Второй: открыть представительство в Украине

Третий: войти в пул тренеров, которых продвигает  компания – тренинговый промоутер.

Теперь о каждой из возможностей подробнее.

Можно ли договориться с украинской тренинговой компанией? С одной стороны, такая возможность есть всегда. Однако, на практике это срабатывает только с тренерами, которые специализируются в определенных тематиках и являются признанными специалистами в них.  Поэтому, если вы являетесь таким специалистом с именем, то у вас есть большие шансы.

Теперь поговорим третьем варианте (тренинговый промоутер) и о цене на услуги тренеров.

Украинский рынок тренингов является высоко конкурентным. На нем работает более 2000 бизнес-тренеров.  В средней  ( от 18000 грн до 25000 грн) и низкой ценовых категориях (от 10000 грн до 18000 грн) ловить практически нечего, если мы говорим о стандартной программе тренинга, продолжительностью 2-а дня.

Высокая ценовая категория (свыше 50000 грн за два тренинговых дня) тоже достаточно плотно заполнена известными российскими тренерами — гуру. Есть компании (их не много),  которые готовы заплатить эти деньги за имя тренера. Здесь постаралась компания Core Business School. Эта компания – классический тренинговый промоутер. И у нее заключены эксклюзивные договора с ведущими российскими бизнес-тренерами о их представительстве в Украине. Это позволяет компании вкладывать средства в раскрутку и промоушен. Зайдя на сайт компании, вы можете посмотреть перечень тренеров, которых они представляют. К сожалению, классических компаний – промоутеров в Украине очень мало. Я знаю таких только две. Об одной уже сказано. Вторая специализируется на украинских тренерах.

Остается очень привлекательная ценовая ниша 30000  – 35000 грн. Однако, каковы препятствия проникновения в нее. И почему она не заполнена. В этой ценовой категории работают тренеры, которые могут предоставить повышенную добавленную стоимость, или другими словами предоставить Клиенту максимальную полезность. Здесь уже не обойдешься просто 2-х дневным тренингом, который на выходе приносит очень малый результат (таких предложений очень много за более низкую цену).

За эти деньги Клиент готов покупать целостную программу, состоящую из предтренинговой диагностики, непосредственно тренинга (не стандартизированной, а эксклюзивной программы, разработанной специально под проект), и пост тренингового сопровождения. То есть это должен быть продукт с измеримым результатом (выработкой навыков и изменением поведения участников после тренинга).

Если у вас есть такие тренинговые продукты, то, возможно, у вас есть большие шансы на украинском тренинговом рынке.

Вариант открытия представительства. В 2012 году, по моим данным,  открыли представительства в Украине только две российские компании, связанные с обучением. Это «Продавай.ру» в Киеве и «Business forvard» в Одессе.

Для того, чтобы у вас получилась целостная картина, поговорим тенденциях рынка краткосрочного бизнес образования в Украине.

Вслед за банками, которые перед кризисом очень много обучали свой средний менеджмент, а потом создали корпоративные университеты, пошли крупные украинские компании (в международных этот процесс уже давно закончен).

Сейчас появились запросы на крупные комплексные проекты с большими бюджетами на обучение среднего менеджмента. Моя компания (“Компас Пожидаева”. Тренинговый брокер. Организация тендеров на обучение с 2007 года) приняла участие в двух таких проектах. В наилучших условиях оказываются крупные тренинговые компании, у которых есть ресурс в виде большого количества штатных тренеров. Также преимущество в таких тендерах имеют те компании, в которых есть свои собственные оригинальные технологии и наработки в области комплексного обучения руководителей, и которые могут предложить целостную концепцию обучения.

На востоке Украины, где сосредоточены крупнейшие промышленные предприятия, назревает острый дефицит рабочих квалифицированных кадров. Это связано с тем, что старые высококвалифицированные работники уходят на пенсию, просто умирают, и не передают своих знаний и навыков новым работникам. Разрушена система профессионально-технических училищ и рабочих просто не готовят. Поэтому уже сейчас остро стоит вопрос построения на этих предприятий или собственных учебных центров для рабочих, или объединения предприятий одной отрасли для создания новой системы профессионально-технического обучения. Кстати в Грузии это уже начали делать на государственном уровне. Отделы обучения этих производственных компаний сейчас ищут варианты решения этой проблемы. И на коне окажутся те тренинговые и консалтинговые компании, которые предложат такие решения.

Наметилась тенденция к сближению основных игроков рынка тренингов. Предполагаю, что сотрудничество между владельцами тренинговых компаний будет углубляться и в ближайшей перспективе нас может ждать укрупнение компаний.

Имею в виду создание тренинговых центров с большим количеством тренеров и тематик обучения, которые они смогу предлагать. Уверен, что будущее именно за такими крупными компаниями, которые будут иметь намного большие возможности как для рекламы и продвижения своих услуг, так и обслуживания крупных заказчиков. Ведь крупным заказчикам намного выгоднее иметь дело с одним провайдером, который гарантирует качество, имеет сильную методическую базу и закрывает потребности по большому спектру программ обучения, чем с несколькими мелкими.

Большинство запросов на тренинги в ценовой категории 18-25 тысяч грн. все еще идет без заказа посттренингового сопровождения. Ведущие тренинговые компании готовы проводить такие проекты, однако, к сожалению, большинство заказчиков до этого еще не дозрело.

Короткий “цикл жизни” Hr-менеджера и Hr-директора в украинских компаниях не добавляет системности рынку. Это цикл составляет 1-2 года. За это время специалистам отдела персонала не удается внедрить в компании системный подход к обучению и развитию персонала, если это не является политикой собственников компании. А такую политику, к сожалению, используют очень не многие.
Соответственно, обучение носит спорадический, хаотичный порядок. Выглядит это примерно так: Hr “выбивает” какую то сумму на обучение. Ее хватает на 1-2 корпоративных тренинга без полноценного  посттренингового сопровождения.  Соответственно, эффект от такого обучения минимален и собственник “убеждается” в том, что “все ваши тренинги – ерунда”. И так до следующего раза.

Крупные компании, которые создали свои корпоративные университеты, основанные на тренинговом подходе к обучению (с помощью внутренних тренеров) , столкнулись со следующей проблемой: они “перетренинговали” свой персонал. Люди, уже прошедшие слишком много тренингов без длительной посттрениновой поддержки видят, что обучение не приносит никакого толка, а только отнимает время, отказываются от дальнейшего обучения или просто саботируют его. Поэтому сейчас есть тенденция к поиску новых решений для внесения корректировок в методологию обучения. Предполагаю, что такая ситуация связана со следующей ситуацией, как в анекдоте: права купил, а как ездить не купил. Внутренние тренеры хорошо научились проводить аудиторные тренинги, а вот обучать сотрудников “в полях” не умеют.

Есть свободная ниша на рынке, связанная с обучением внутренних тренеров. Внутренние тренеры имеют две специализации: тренеры по продукту и тренеры по soft skills. Причем тренеров по продукту достаточно много. Так вот, если для вторых есть масса всяческих тренинговых программ и тренинговых школ, то для первых никто не предлагает. Рекомендую компаниям, которые занимаются обучением внутренних тренеров обратить внимание на эту нишу.

На рынке тренингов началась смена поколений. Маститые тренеры первой волны, которые уже заработали себе имя, все меньше хотят проводить тренинги, а хотят заниматься другими направлениями деятельности,  растят в своих компаниях себе замену. Кроме того, тренинговая компания, которая держится только на имени одного тренера, а не на системе, обречена на недопроизводство, так как один тренер может провести в течении месяца ограниченное количество часов обучения. Поэтому такая тенденция будет продолжаться. Она дает шанс перспективным тренерам повысить свой статус и профессионализм за счет получения работы в таких компаниях.

Последний год крупные тренинговые компании всерьез занялись своим позиционированием на рынке. И это очень хорошая тенденция. То есть, если раньше о некоторых из тренинговых компаниях тяжело было сказать, на чем они специализируются, то сейчас это сделать намного проще. Уверен, что такая тенденция будет продолжаться и все больше компаний из “многостаночников” будут превращаться в узко специализированные.

То есть будущее рынка тренингов за крупными тренинговыми центрами и специализированными компаниями.

Все больше и больше проводится интересных мероприятий платных и бесплатных: конференций, круглых столов, вебинаров и т.д.  Это говорит о том, что тренинговые компании все больше внимания уделяют пиару и качественному продвижению своих услуг.

В общем, на этом рынке становится работать все интересней и интересней если бы не несколько но:

1) Он емкий, но растет очень медленно (как-то не в ментальности большинства украинцев тратить деньги и время на собственное обучение или на обучение своего персонала)

2) Очередной экономический кризис, который может приключится в ближайшее время (октябрь) может  негативно повлиять на объем закупок тренинговых услуг. Прогнозируется падение курса гривни. Прогнозы  — от 11 до 15 грн за доллар.

В общем, возможностей много, нужно только правильно ими воспользоваться.

P.S. Если вы панируете выходить на украинский рынок тренингов, готов предоставить вам консультации по этому поводу. Ведь зная о подводных камнях и течениях, капитан имеет намного больше шансов привести корабль в тихую бухту, избежав кораблекрушения. Кроме того, я открыт для предложений, как тренинговый брокер, по привлечению российских компаний к тендерам, которые организовываю.

Валерий Пожидаев.

Владелец компании «Компас Пожидаева»

Консультант по подбору тренингов. Эксперт рынка тренингов.


Теги: ,

Категории: Аналитика рынка тренингов, Статьи