Единственная рассылка по подбору тренеров и тренингов
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Что же такое бизнес-тренинг? Лохотрон или очень полезная форма обучения.

Сегодня совершенно случайно наткнулся на очень интересное обсуждение темы тренингов. Резонанс вызвала небольшая статья , которая называется «Бизнес-тренинг — лохотрон?»
Как я понимаю, и название статьи и сам текст были написаны специально, чтобы вызвать бурное обсуждение. И оно возникло. Масса интересных мнений в комментариях.

Рекомендую прочитать не только статью, а и пройти на страницу с комментариями. Вот текст статьи :

Бизнес-тренинг — лохотрон?

Каждый из нас хоть раз в жизни был на бизнес тренинге. Как правило, за счет компании. Обычно участники тренинга весело проводят время, выполняют нехитрые задания, играют в коллективные игры, решают предложенные задачи, обсуждают кейсы. А что потом? Есть ли польза от тренинга кроме строчки в отчете эйчара?
Сторонниками тренингов являются сами бизнес-тренеры. И это логично, кто же будет рубить сук, на котором он сидит. Основной аргумент — мы дали посетителям новые знания и навыки. А вопрос «а как измерить в деньгах полученные от вас знания» обычно дипломатично остается в стороне.

Противники тренингов — это обычно успешные предприниматели, которые дошли до всего сами. Основной аргумент у них следующий. Как тренер может учить бизнесу, если он сам не является бизнесменом? Есть старый анекдот. Чем комиссар отличается от замполита? Первый говорит «делай как я», а второй — «делай как я сказал».

Еще один аргумент против тренингов появился совсем недавно. Когда в связи с кризисом компании стали сокращать расходы на тренинги и консалтинг, рынок соответствующих услуг сильно сжался. Часть компаний ушла на другие рынки, некоторые вообще закрылись. И никаких структурных изменений в связи с тем, что бизнес стал меньше тратить на тренинги. Значит, большая часть предлагаемых тренингов была лишней.

Добавлю свой личный опыт. На многих тренингах, которые я посещал, давалась определенная технология. Технология хорошая и действенная, только бесполезная сама по себе. И для того, чтобы научиться ее применять, нужна практика. А в том виде, в котором дается технология на тренинге, ее можно и прочитать и в книжке. Например, на одном тренинге меня научили как стать миллионером. А однажды я спросил тренера в лоб.

«Как-то слабовато все, информация отличная, но она есть в открытом доступе. За что вам платить-то» И получил откровенный ответ (да простят его коллеги по цеху): «бизнес тренинг — это лохотрон, мы просто продаем свое имя, а желающие учиться за счет компании всегда найдутся».

Я тогда еще страшно удивился, но потом понял, какой спрос удовлетворяют бизнес тренинги. Кроме откатов эйчара польза есть для топ-менеджеров бизнеса. Тренинг — это отличное оправдание принятых мер по любой проблеме. Упали обороты — проведем тренинг по продажам. Бежит персонал — спасет тренинг по мотивации. Уходят клиенты — все на тренинг по маркетингу. И можно смело докладывать, что отдача от обучения будет через 6-12 месяцев.

В общем, если человек хочет научиться, он это и сам сделает. Найдет информацию в книгах, а опытных людей — в интернете, будет пробовать и учиться. А если нет желания развиваться, то никакой тренинг не поможет.

Мне особенно понравился комментарий самого автора (очень яркое сравнение):

Если сравнить тренинг с колесом, то для того, чтобы поехать колеса мало, нужны еще кузов и двигатель. Приделать к телеге колесо от машины не получится. Или будет еще хуже.

Для результата мало одного тренинга, нужны еще желание измениться и контроль применения полученных знаний. А нам впаривают тренинги как колеса. А есть ли у нас машина, к которой эти колеса прикручиваются, или умеем ли мы водить, никто не спрашивает. На тренинге говорятся общие фразы или даются конкретные техники. С таким же успехом там можно читать классиков — правдиво, поучительно и полезно для общего развития.

Я считаю 99% тренингов лохотроном, потому что они продают продукт «время тренера». Попробуйте предложить бизнес-тренеру поработать за проценты от ПРИРОСТА ПРИБЫЛИ после тренинга. Почти все откажутся. Продукт «прирост прибыли» (или продаж, доли рынка и пр.) никто не продает.

Если Вы хотите научиться понимать, какой тренинг — лохотрон, а какой  — нет, рекомендую скачать книгу:  «Новая эра тренингов. Как выбирать обучение на основе истинной ценности» 

А провести тендер на обучение, используя все НОУ-ХАУ, описанные в книге, Вы можете зарегистрировавшись на сайте www.hrmhelper.com

Все интересные комментарии к статье вы можете прочитать, пройдя по ссылке 

Валерий Пожидаев

Консультант по подбору тренингов, эксперт рынка тенингов

 


Теги: , ,

Категории: Рынок тренингов, Статьи

  • http://pozhidaev.info/ Валерий Пожидаев

    Мое мнение, почему возникают такие статьи. Значение слова тренинг — это система тренировок. Все остальные обучающие мероприятия это:
    — семинар
    — семинар с практическими упражнениями (то, что сейчас, чаще всего, называют тренингом)
    мастер-класс (синоним семинара).
    Кто такой тренер. Это человек, который проводит тренировки.
    Остальные называются лекторами.
    Из-за подмены понятий (фактически — обмана) большинство проблем и возникает.
    Люди на «тренинг» идут (и платят деньги) за навыки, а получают — информацию.
    Теперь по поводу личностного роста. Это вообще не тренинг, как ты теперь понимаешь.
    Это трансформационное мероприятие, которое к обучению имеет опосредованное отношение.
    Трансформация — пересмотр своего мнения, отношения к понятию, предмету и т.д.
    Когда с понятиями разбираешься, все становится легко, просто, понятно и прозрачно.
    Великая вещь — толковый словарь)))

    • http://www.facebook.com/profile.php?id=100000347097795 Андрей Тихомиров

      Согласен с каждым словом. осталось продвинуть толковый словарь и провести ТРЕНИНГ !

  • http://www.facebook.com/vadimpetr Вадим Петриченко

    Полностью согласен со всеми. Каждый по-своему прав. Но хороший лектор (если назвать тренером) ничем не хуже тренера, если тот тренер по определению.
    Проблема, я думаю, в топ-менеджменте, который как-то очень туго идет на то, чтобы учить людей систематически и ненаправленно. У них, конечно, есть для этого резоны.

    • http://pozhidaev.info/ Валерий Пожидаев

      Вадим. Есть одна загвоздка.Все говорят, что обязанность обучить свой персонал лежит на менеджере. А вот вопрос: у менеджера есть технологии, чтобы обучать персонал?
      Как можно от менеджера требовать проведения постренинговых мероприятий, если он просто не умеет это делать. Тот же «тренер», у которого просто нет такой технологии, не может то, чего нет, передать.
      У меня есть по этому поводу статья «Руководитель — козел отпущения для тренеров»: http://compas.in.ua/?p=3018

  • http://www.facebook.com/vadimpetr Вадим Петриченко

    Пошел на Субскраб смотреть отклики — мама родная! Чем общее и расплывчатее тема, тем яростнее народ спорит.

  • http://www.facebook.com/tilizhenko Виталий Тилиженко

    1.А вопрос “а как измерить в деньгах полученные от вас знания” обычно
    дипломатично остается в стороне. Не всегда в стороне, и не у всех.

    2. Как тренер может учить бизнесу, если он сам не является бизнесменом? А есть тренера,
    которые являются бизнесменами.

    3. И для того, чтобы научиться ее применять, нужна практика. А в том виде, в
    котором дается технология на тренинге, ее можно и прочитать и в книжке.

    Тренинг это не одно и не две книжки + Практика, которой нет в книгах.

    4. Когда в связи с кризисом компании стали сокращать расходы на тренинги и
    консалтинг, рынок соответствующих услуг сильно сжался. Часть компаний ушла на
    другие рынки, некоторые вообще закрылись. И никаких структурных изменений в
    связи с тем, что бизнес стал меньше тратить на тренинги. Значит, большая часть
    предлагаемых тренингов была лишней.

    Сокращали так-же персонал, расходы на рекламу, бюджеты ИТ, безопасность и т.д.
    потом стали опять покупать, нанимать, заказывать и т.д. А что когда в 90х не
    хватало на поесть был расцвет кино, театров ?? Сначала покушать — потом
    остальное.

    5. И получил откровенный ответ (да простят его коллеги по цеху): “бизнес
    тренинг – это лохотрон, мы просто продаем свое имя, а желающие учиться за счет
    компании всегда найдутся”.

    По Карнеги спорить глупо. Сначала аргументы, если их не слышал, соглашайся. Как
    говорит мама моего друга: С такими людьми соглашайся сынок.

    6. Я тогда еще страшно удивился, но потом понял, какой спрос удовлетворяют
    бизнес тренинги. Кроме откатов эйчара польза есть для топ -менеджеров бизнеса

    Никогда не слышал и не видел ничего об откатах эйчара за 5 лет.

    ТОП менеджеры люди не глупые, они несут ответственность, и не слышал о ТОП
    менеджерах которым надо бы пол года продержаться и собственникам глаза
    замылить.

    7. Тренинги так же эффективны как и Школа, Институт, МБА и т.д. То есть кому
    надо, кто хочет — помогает, быстро и с минимумом ошибок. А кому то как вы
    понимаете ничего не помогает ни книги. ни Школа. ни институт. Каждый берет,
    сколько ему надо.

    • http://pozhidaev.info/ Валерий Пожидаев

      Хороший разбор))

Follow

Get every new post delivered to your Inbox

Join other followers