Единственная рассылка по подбору тренеров и тренингов
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Тренинг умер. Да здравствует тренинг!

В этой статье я предлагаю проследить тенденции развития рынка тренингов в Украине, а также попытаться спрогнозировать, как рынок услуг по обучению и развитию персонала будет развиваться в ближайшем будущем. Сразу уточним, что речь идет о развитии навыковых программ тренингов (например, переговоры, менеджмент, презентации и публичные выступления).

Для начала, определимся с понятиями. То, что сейчас называется словом тренинг, на самом деле, тренингом не является. Ведь, что такое тренинг? Это — система тренировок, направленных на выработку стойких навыков. А то, что мы привыкли называть тренингом, на самом деле является практикумом. Вот определение слова практикум из толкового словаря:  вид практических занятий по какому-либо учебному предмету.

Вот он, этот всем известный формат: 30 % времени лектор уделяет теории и 70 % времени — участники делают практические упражнения. Во время которых один раз пробуют применить полученную теорию на практике. О выработке навыков речи, соответственно, не идет.

Такие «тренинги» проводит масса людей, которые для себя приняли решение, что они могут и умеют обучать. А также, считающие, что их практического опыта работы, или образования психолога, достаточно для того, чтобы обучать людей.

Почему «тренинг» в кавычках? Потому что навыковый тренинг – это законченный продукт, результатом которого являются выработанные навыки. На самом деле, в большинстве своем, такие люди не владеют даже первичными знаниями о том, как нужно обучать взрослых людей, поскольку сами не прошли никакого соответствующего обучения.

Image 6

Признаки таких «тренинговых» программ, и результаты обучения по ним:

  • участники осознают, что они делали неправильно и как нужно делать правильно;
  • через три–четыре недели в головах у участников остается 10–30 % информации;
  • закладываются основы навыков (навыки не вырабатываются);
  • участнику не даются технологии по выработке навыков, ему приходится их придумывать самому;
  • после обучения участник фактически остается сам, без всякой поддержки со стороны тренера. Поскольку нет технологии выработки навыков, так и нет четкого плана;
  • нет контроля навыков на входе и выходе;
  • единственное, что оценивается – степень удовлетворенности участников (ставят оценку тренеру);
  • единичные навыки закрепляются у самомотивированных участников, которые сразу после обучения что-то начинают применять;
  • нет полного понимания полученной информации. В голове остаются «белые пятна». Результат: нет понимания – нет применения.

Главный результат (особенно у тех, кто  несколько таких «тренингов» одной тематики): прекрасно понимают, что нужно делать. При этом, мало чего делают.

При таком обучении выигрывали харизматичные тренеры. Почему? Да потому что участники были сильнее «заряжены» на изменения. Соответственно, больший процент полученных знаний пытались преобразовать в навыки.

Например. Двухдневная программа. Лектор не дает технологии выработки навыка, бросая участников в начале пути. То есть основа навыка заложена, дальше ничего не происходит (нет отработки), и через короткое время участники возвращаются к привычной схеме поведения.

Как проверялась эффективность? На основании анкет обратной связи участников (что само по себе является нонсенсом – ученики оценивают учителя). А также по степени яркости горения глаз участников. Единственное, что можно было оценить, и оценивалось с помощью тестирований  — уровень знаний материла участниками до и после обучения.

глаз-человека1

Различия между тренерами заключались в харизматичности, размерах «эго» и ценника.

Так продолжалось с 1998 по 2007 г. Именно такие малоэффективные «тренинговые» программы предлагались на рынке и заказчик вынужден был их приобретать, потому что ничего другого не было.

Период с 2007 по 2012 г. ознаменовался появлением таких программ, как «тренинг + посттренинг».

В связи с наступившим кризисом необходимо было что-то менять, поскольку бизнес хотел тратить деньги на обучение персонала более эффективно. Соответственно, следующим эволюционным звеном стал «тренинг» с «посттренингом».

Фактически то, что гордо называется «тренинг» с «посттренингом», является, по сути, практикумом с еще одним коротким практикумом. Эффективность этих программ — уже несколько выше и выигрывали, по-прежнему, харизматичные тренеры. Ведь технология обучения, фактически, не поменялась.

«Посттренинг» стал промежуточным этапом в эволюционном развитии методологии обучения в Украине.

В 2012 г. стали появляться настоящие тренинговые программы, без всяких кавычек. 

Теперь тренер – разработчик технологии, которая позволяет выработать у участника необходимые ему навыки и добиться их применения после обучения.

Например. Основная программа длится до пяти дней.  Состоит практически из одних тренировок. Результат – стойкий навык, который обучающийся может легко продемонстировать. Изучение теории занимает 5 % времени. Вся программа длится один–полтора месяца. Для лучшего понимания и мотивации к обучению участники могут пройти однодневный-двухдневный практикум (не обязательный).

Результаты:

  • выработка у участников обучения стойкого навыка. Замеряется уровень владения навыком до и после;
  • изменение поведения участников обучения (внедрение полученных навыков в практическую работу);
  • получение руководителями возможности корректировать навыки участников, т. к. руководитель получает навыки ментора (наставника).

Итак, какова же ситуация на рынке на сегодняшний день?

Ситуация стагнации с некоторыми проблесками надежды. Рынок уже «наелся» «эзотерики», «танцев с бубнами» и «фана». Заказчики не хотят таких программ, провайдеры еще не могут предложить что-то новое. Рынок пребывает в шатком равновесии: еще нет критической массы программ, которые «взорвут» эту ситуацию. Тренеры, уже разработавшие новые технологии, снимают сливки и зарабатывают.

Почему так? Потому что нет широкоизвестных технологий, которые бы позволили тренерам, знакомым с методологией создания программ обучения, начать «штамповать» более эффективные программы, которые состоят из тренировок по выработке навыков.

Вдобавок продолжает действовать инерция. Заказчики тоже еще не знают о появлении более эффективных продуктов и продолжают заказывать практикумы.

На самом деле технологии эти существуют, и существуют давно. Просто пока заказчик готов платить деньги за старую «музыку» – она играет. Однако я наблюдал картину того, как быстро собственник бизнеса и генеральный директор приняли решение об обучении по настоящей тренинговой технологии, хотя сначала говорили о том, что денег на это нет.

Поэтому я уверен, что играть этой «музыке» осталось совсем мало времени. На коне будут те тренеры, которые вовремя скорректируют свою деятельность и пересядут в другой поезд.

Каким же станет обучение в самое ближайшее время:

  • индивидуальный подход к обучению (обучение от 1 человека, с полным учетом специфики деятельности компании);
  • отмирание такого вида обучения, как корпоративные и открытые «тренинги» по тематикам: переговоры, менеджмент, презентации (публияные выступления);
  • заказчик платит много за результат (измеримый, контролируемый и корректируемый);
  • четко описанная технология (тренеры конкурируют технологиями и ищут пути удешевления обучения);
  • конкуренция результатами (процент навыков внедренных в работу участников – у кого выше такой процент — тот выигрывает в конкурентной борьбе).
  • Масшатбирование (использование технологий при построении систем внутреннего обучения).

Неизменными по формату проведения останутся только те тематики, по которым нет необходимости вырабатывать навыки, а достаточно просто передавать информацию, технологии, вызывать у участников понимание того, как что-то нужно делать.

К примеру: маркетинг, финансы, построение системы продаж и т. д.

При этом, по таким тематикам также возможны изменения.

Есть более действенные методы донесения информации, чем те, которые мы называем «трениги» (практикумы). С большим, глубинным пониманием работы тех или иных процессов.

Я имею в виду такие программы, как:

  • управление проектами (методология);
  • управление временем;
  • финансы для нефинансистов;
  • управление производством и т. д.

Image 2

На рынке уже есть программы в формате деловых игр, которые работают более эффективно, чем стандартные практикумы и семинары.

Деловые игры дают намного больший практический эффект, т. к. за короткий промежуток времени в игровой ситуации участник несколько раз подряд «проживает» рабочие ситуации, используя новые для него инструменты.

К примеру, в деловой игре по управлению временем участник «проживает» несколько дней (или недель), планируя свое время с помощью различных новых инструментов.

Или в бизнес-симуляции по финансам для нефинансистов (управлению производством, компанией и т. д.) он проходит несколько циклов планирования и производства. Участник осуществляет разработку стратегии, затем реализовывает ее, закупая материалы, оборудование, строя новые цеха, производства и т. д.

Тренинг умер! Да здравствует тренинг! Мы вступаем в новую эру эффективности обучения. И я очень этому рад. Наконец-то заканчивается период низкоэффективных программ. Мы должны были его пройти. Должны были вырасти специалисты, которые имеют теоретическую, практическую и методологическую базу для создания таких программ. И они появились. Уверен, что эта тенденция будет шириться. С чем я нас всех и поздравляю!

Хотите провести в компании максимально эффективное обучение по тематикам: переговоры, продажи, менеджемент, командообразование и т.д.? Обращайтесь! Мы редложим вам лучшие варианты  из того, что есть на рынке! Просто оставьте свою заявку здесь: http://compas.in.ua/?page_id=58

 

Валерий ПОЖИДАЕВ,

консультант по подбору тренеров

и проведению тендеров на тренинги и консалтинг


Категории: Статьи

Follow

Get every new post delivered to your Inbox

Join other followers